экспресс - экспертиза

ЗА 1 ЧАС

+7 (495) 220-53-23 
Время работы:
без вых. с 1000 до 2200
Главная » Об экологии » Экология Москвы и МО » СЕНСАЦИЯ: Честный доклад о экологической ситуации в Московской области председателя комитета по экологии МОД В.Дупака » 

СЕНСАЦИЯ: Честный доклад о экологической ситуации в Московской области председателя комитета по экологии МОД В.Дупака

Здесь представлены выдержки из доклада "Современные проблемы устойчивого развития региона (на примере Московской области)"

 Одной из причин нарушения экологического права является слабость и не эффективность государственного экологического контроля и органов надзора за соблюдением законодательства. Латентность экологических преступлений достигает 99%.

 Большинство техничких проектов и программ, принимаемых на федеральном и региональном уровнях, а тем более локальных проектов юридических и физических лиц, реализуется с нарушением природоохранного законодательства, без проведения экологической экспертизы и ее положительных заключений, да и деятельность органов по проведению экологической экспертизы парализована.

  Состояние дел в сфере экологии и природопользования угрожает национальной безопасности. Дальнейшая трансформация экологической политики приведет к необратимым последствиям – к истощению природных ресурсов России, являющихся естественной основой социально-экономического развития и благополучия общества, деградации среды обитания, повышению заболеваемости и сокращению продолжительности жизни человека. По литературным источникам ежегодная смертность по экологическим причинам в России составляет от 240 до 320 тыс. человек.

 По расчетам независимых экономистов потери экономики от истощения людского капитала и природных ресурсов, загрязнения и деградации окружающей среды столь значительны, что привлекательные официальные цифры увеличения внутреннего валового продукта, достигнутые за счет наращивания эксплуатации природных ресурсов, приобретают отрицательные значения. Однако органы власти и управления не намерены считаться с очевидными фактами, и не способствуют  развитию инновационных технологий и наукоемких производств, которые могут являться инструментом решения задач устойчивого развития.

При реализации природоохранных программ главным является не освоение выделенных средств, а получение конкретного результата: ввод в действие природоохранного объекта, решение конкретной задачи, достижение природоохранного эффекта.

  Надо признать, что за весь период (с 1999 года) принятия и реализации программ Московской области в сфере охраны окружающей среды не удалось добиться соблюдения изложенных требований.

 Миф о затратности и неэффективности экологизации производств должен быть развенчан. Как показывает опыт отечественных предпринимателей и промышленно развитых стран экологическое предпринимательство выгодно и приносит реальный эффект.

 Особую важность представляет обеспечение целевого использования средств, выделяемых на природоохранную деятельность. Как показывает предшествующий опыт недостаточно их оформление в качестве целевых бюджетных фондов. Органы власти и управления, а также исполнители природоохранных мероприятий, соответствующие должностные лица должны нести дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за нецелевое использование средств целевых бюджетных природоохранных фондов, что должно быть прописано законом.  Использование целевых природоохранных средств следует взять под общественный контроль и законодательно закрепить право общественных организаций подавать в суд иски о нецелевом использовании средств, выделяемых для выполнения природоохранных мероприятий.  Таким образом в настоящий период следует решить вопрос не только об законодательном обеспечении экономических механизмов природоохранной деятельности, а также об обеспечении соблюдения законодательства, создания механизма реализации норм законодательства с неотвратимостью ответственности за их нарушение.

 При этом особое внимание должно быть уделено:

·        стимулированию природоохранной деятельности; коренной модернизации экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды с внесением соответствующих изменений в налоговое и бюджетное законодательство;

·        наделению субъектов Российской Федерации необходимыми и достаточными полномочиями в природоохранной сфере, в том числе по взаимодействию с муниципальными образованиями и координации их природоохранной деятельности;

·        повышению ответственности субъектов Российской Федерации за природоохранную деятельность и состояние окружающей среды на подведомственной территории;

·        конкретизации природоохранных норм и требований, поэтапному их ужесточению как стимула устойчивого социально-экономического развития и улучшения экологических условий среды обитания населения; установлению целевых показателей;

·        упрощению и дебюрократизации оформления разрешительной документации для природопользователей;

·        повышению действенности и эффективности контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

·        конкретизации норм и требований по формированию экологической культуры – экологического образования, в первую очередь государственных и муниципальных служащих, экологического просвещения, экологической агитации и пропаганды;

·       обеспечению открытости и доступности экологической информации;

·        конкретизации порядка и обеспечения реализации природоохранных полномочий гражданами и общественными организациями.

 По официальным данным состояние окружающей среды Московской области оценивается как стабильное. Но если вникнуть в эту проблему, то ставится ясно, что такая стабильность означает ползучее ухудшение экологической обстановки без заметных всплесков по ее ухудшению и заметных действий по ее улучшению.

 На ряде предприятий Московской области в инициативном порядке за счет собственных средств ведутся работы по снижению объемов и очистке выбросов от стационарных источников. Однако, таких предприятий немного. Их положительный опыт должным образом не пропагандируется, подобная деятельность не стимулируется.

 Можно предполагать, что при расширении   сети наблюдательных станций сверхнормативное загрязнение воздуха может быть выявлено и в других городах и населенных пунктах Московской области, насыщенных производственными объектами и расположенными вдоль автотранспортных магистралей.

 По официальным данным  в зонах устойчивого  сверхнормативного загрязнения атмосферного воздуха проживает более 3-х млн. человек, что составляет около 50% населения Московской области.

 Основными источниками загрязнений являются очистные сооружения городов и поселков, производственных организаций. По результатам экологического мониторинга в 2002 году выявлено 804 очистных сооружения общей мощностью 4186 тыс. кубических метров в сутки. Фактически через очистные сооружений проходят 2123,8 тыс. кубических метров в сутки. 763 очистных сооружения работают в неудовлетворительном режиме (95% очистных сооружений), через них проходят 1974,4 тыс. кубических метров в сутки (93% стоков). В целом по Московской области проблема очистки сточных вод и поверхностных стоков не решена. Необходима реконструкция и модернизация очистных сооружений.

В связи с загрязнением поверхностных водотоков, а также не урегулированной застройкой водоохранных зон водохранилищ, являющихся источниками водоснабжения  города Москвы, воды характеризуются в основном как «загрязненные», а по отдельным водохранилищам как «грязные», что предопределяет необходимость увеличения затрат на водоподготовку.

Качество воды в водоемах, используемых для рекреационных целей, ухудшается из-за отсутствия на многих очистных сооружениях системы обеззараживания сточных вод и захламления прибрежной полосы, в том числе самими отдыхающими.

                                   Об подземных водах

В 2002 году были завершены работы по переоценке месторождении пресных подземных вод Московского региона. По разведанным 260 месторождениям эксплуатационные запасы составляют более 9,2 млн. кубических метров в сутки, из них 5,26 млн. кубических метров в сутки учтены в качестве подготовленных к промышленному освоению. Преобладают месторождения с «условно благоприятными условиями», что предопределяет необходимость проведения специальных мероприятий для предотвращения загрязнений подземных вод, обеспечения рационального режима эксплуатации, применения методов водоподготовки.

В пределах области эксплуатируются более 120 групповых водозаборов и несколько тысяч мелких водозаборов, обеспечивающих водой поселки и небольшие предприятия. Остаются не учтенными многие тысячи одиночных скважин и колодцев.

На эксплуатируемых месторождениях в пределах промышленных и селитебных территорий наблюдаются техногенные загрязнения, а также естественные загрязнения стронцием стабильным, бором, барием, литием. Особую опасность, как вид техногенного загрязнения подземных вод, представляют систематические утечки нефтепродуктов. По данным МПР России ежегодно в геологическую среду попадают около 37 тыс. тонн нефтепродуктов, а их суммарный «запас» оценивается в пределах 2 млн. тонн. К счастью, случаи загрязнения нефтепродуктами вод водоносных горизонтов, используемых для питьевого водоснабжения, единичные.

Данные о техногенном загрязнении вод свидетельствует о проблемах водоснабжения городских и иных населенных пунктов в ряде районов Московской области, особенно расположенных в ее центральной части, в бассейнах реки Клязьмы и нижнего течения реки Москвы.

Одной из основных причин техногенного загрязнения подземных вод является неудовлетворительное состояние скважинного хозяйства. Обустройство значительного количество эксплуатированных скважин не соответствует установленным нормативам. Серьезную опасность представляют брошенные незатампонированные или незаконсервированные скважины. В целом по области в неудовлетворительном состоянии находятся до 90% скважин. За последние 10 – 15 лет  по существу не проводился капитально-восстановительный ремонт водозаборов, сетей, объектов по очистке и обеззараживанию питьевой воды. По состоянию на 01.01.2003 года было выявлено значительное количество очагов загрязнений подземных вод во всех районах Московской области, из них около 60% связаны с промышленными предприятиями, на долю коммунальных и сельскохозяйственных объектов приходится соответственно 22% и 6%.

Вызывают озабоченность случаи вирусного загрязнения питьевых вод, приводящего к отдельным вспышкам заболевания населения острыми кишечными инфекциями. В результате расследований было установлено, что причинами вирусного загрязнения являлось неудовлетворительное состояние водопроводных и канализационных линий.

 Перманентно происходит уменьшение площади сельскохозяйственного назначения и земель лесного фонда. При этом увеличиваются земли населенных пунктов, промышленности, транспорта, земли запаса.

 Зачастую при разработке полезных ископаемых, особенно общераспространенных местного значения, не соблюдаются установленные требования по охране недр и окружающей среды: нарушаются режим грунтовых и подземных вод, состояние поверхностных вод; не осуществляется рекультивация нарушенных земель; не рационально сводятся участки леса; плодородный слой почвы не снимается, не складируется и не используется.

В настоящий период в Московской области выявлено более 1000 брошенных карьеров в значительной части используемых в качестве несанкционированных свалок отходов.

 Невнятность региональной государственной природоохранной политики предопределяет проблемы ее правового, организационного, экономического, научно-технического, образовательно-просветительского обеспечения. Индифферентность  и отстраненность участников правоотношений в решении природоохранных проблем только усугубляют сложную экологическую обстановку, приводят к использованию природных ресурсов в интересах узкого круга потребителей, деградации окружающей среды особенно на территориях пребывания населения. При этом игнорируется экологические и экономические интересы населения, что вызывает усиление социальной напряженности.

Нельзя сказать, что органы государственной власти Московской области не обеспокоены сложившейся экологической ситуацией. Отмечая, что природа находится на грани утраты способности к самовосстановлению, Губернатор Московской области Б.В. Громов определил необходимость преодоления экологического нигилизма, предотвращения экологических правонарушений и поставил перед органами власти и управления задачу – принять действенные меры для улучшения качества окружающей среды, как условия жизни населения Подмосковья, с привлечением всех секторов общества и использования инвестиционных возможностей. Однако механизм решения поставленной задачи пробуксовывает  по целому ряду объективных и субъективных причин. Одна из основных – это отсутствие стратегии и тактики природоохранной деятельности, основанной на анализе экологической, экономической и социальной ситуации, выделении приоритетных направлений, программного обеспечения природоохранной деятельности на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, предусматривающего решение конкретных задач и достижение конкретных результатов, ориентированного на достижение установленной цели, поддержанной широкой общественностью.

 За последний период наблюдается устойчивая тенденция сокращения площадей земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда и соответственно увеличения земель населенных пунктов, промышленности, транспорта и др., земель запаса. Без изменений остаются площади земель особо охраняемых территорий и водного фонда.

 В связи с отсутствием внятной земельной политики, должной  являться идеологической основой генерального плана социально-экономического развития Московской области, генеральных планов развития муниципальных образований, отсутствием согласованной градостроительной концепции развития города Москвы и населенных пунктов Московской области, главным образом прилегающих к городу Москве, де-факто происходит во многом спонтанное без должного учета экологических и социальных интересов населения изменение структуры землепользования Московской области из соображений целесообразности реализации возникающих инвестиционных проектов, удовлетворения зачастую спекулятивных интересов коммерческих структур и высоко обеспеченных слоев общества. Положение усугубляется отсутствием у федеральных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления Московской области, участвующих в регулировании земельных отношений на территории Московской области, какой-либо целостной системы представлений и мер по улучшению экологических условий и рациональному использованию земельных ресурсов на территории Московской области, направленной на увеличение особо охраняемых природных территорий, восстановление лесопаркового защитного пояса вокруг города Москвы, организацию лесопарковых защитных поясов вокруг селитебных территорий городов Московской области, предотвращение незаконных вырубки лесов, застройки водоохранных зон и бечевника, изъятия земель под жилую, промышленную и другую застройку.

 Переоценен фактор «близости к Москве», что привело к неоправданно завышенной кадастровой стоимости земли в деревнях, не имеющих сколько-нибудь развитой инфраструктуры, под оборонными и социальными объектами и так далее. В ряде случаев кадастровая стоимость земельных участков в городе Москва, прилегающих к МКАД, существенно ниже стоимости противоположных земельных участков в сельских населенных пунктах с внешней стороны МКАД.

Все это приведет к резкому, в десятки и сотни раз, увеличению земельного налога и арендной платы и, как результат, к обнищанию коренного сельского и городского населения, особенно прилегающих к Москве районов, разорению хозяйствующих субъектов, снижению инвестиционной активности в сфере производства, увеличению социальной напряженности и к другим негативным последствиям.

Неудачное выполнение работ по кадастровой оценке земель Московской области обусловлено тем, что они выполнялись в спешном порядке, предварительные результаты не анализировались и не согласовывались с областными органами государственной власти и органами местного самоуправления, не увязывались с планами социально-экономического развития Московской области, которые, к сожалению, все еще находятся в стадии разработки.

 Следует отметить, что в современном законодательстве трансформирована ранее действовавшая норма,  допускавшая изъятие земель, занятых лесами первой группы, только в определенном перечне исключительных случаев. Образовавшаяся в законодательстве брешь  способствует злоупотреблениям. Полагаем, что в сложившейся ситуации барьер экологически неоправданному изъятию земель лесного фонда для жилищной застройки и в других целях может быть установлен в результате законодательно утвержденному генеральному плану развития территории.

  6. Вопросы охраны вод и водоснабжения

 По официальным данным в водные объекты на территории Московской области ежегодно сбрасывается около 3 млрд. куб. метров  сточных вод. Как отмечено выше, основными источниками загрязнения поверхностных водных объектов  являются очистные сооружения городов и поселков, производственных организаций, воинских частей. Мощность действующих очистных сооружений существенно превышает реально проходящие через них стоки. Однако, 95% обследованных очистных сооружений   работают в неудовлетворительном режиме в силу износа и применения устаревших технологий. В целом по Московской области проблема очистки сточных вод не решена. Необходима реконструкция и модернизация действующих  очистных сооружений. Не решен концептуально вопрос о системе очистки сточных и поверхностных вод, т.е. о методах очистки, мощности очистных объектов, их распределении и размещении в зависимости от сосредоточения природопользователей, их видов деятельности, формируемых объемов стоков, степени и видов загрязнений. Следует определиться, что выгоднее – строить ли мощные межрайонные очистные сооружения  и протяженные канализационные коммуникации или локальные, даже индивидуальные очистные сооружения и устройства с укороченными сетями отвода очищенных вод.

Требует безотлагательного решения проблема регулирования рекреационного пользования водными объектами, благоустройства и очистки рекреационных зон.

Как было отмечено выше, не вполне благополучное состояние поверхностных и подземных объектов, являющихся источником питьевого водоснабжения Московского региона, определяется антропогенным загрязнением в связи с некачественной очисткой вод, неконтролируемым и неорганизованным сбросом производственных и бытовых стоков, неудовлетворительным состоянием скваженного хозяйства, несоблюдением режима водоохранных зон, неудовлетворительным состоянием водопроводных и канализационных коммуникаций, несоблюдением требований по экологически безопасному размещению отходов, захламлением и загрязнением территорий, особенно водосборных, общим падением экологической дисциплины и ответственности, неэффективным управлением водным фондом.

Областная целевая программа «Обеспечение населения качественной питьевой водой и обеспечение водоотведения в Московской области на 2002-2006 годы» реализуется не в полном объеме. В 2002 году было освоено 48032,7 тыс. рублей или 100 % от запланированного объема. В 2003 году программа не финансировалась, в 2004 из запланированных 69395,0 тыс. рублей было освоено 31212,0 тыс. рублей, т.е. около 45 % плана. В 2005 году программа профинансирована из средств инвестиционного фонда на 58%.

В рамках программы выполняются мероприятия по обеспечению г.Москвы альтернативными, резервными, защищенными источниками водоснабжения. К ним относятся строительство Восточной и Южной систем водоснабжения. В 2002 году были выполнены основные работы на сумму около 6 млн. рублей по окончанию строительства первой очереди Восточной системы водоснабжения, что позволило подвести дополнительно 50 тыс. куб. метров в сутки к городам Электросталь, Щёлково, Павловский Посад и Ногинск. В 2003 – 2004 годах работы не финансировались. Велись работы по строительству водозаборов в районе города Серпухова (Лужковский водозабор), относящихся к ЮВС. Отношения к этим строящимся объектам далеко неоднозначное. По существу, как это следует из проектов, их трудно отнести к резервным и защищенным источникам водоснабжения. Недостаточно  оценены экологические последствия  реализации этих мероприятий, что вызывает объективно оправданную негативную реакцию широкой общественности и Московской областной Думы. Да и эффективность этих проектов вызывает большое сомнение.

 8. Проблемы обращения с отходами и направления их решения

 Серьезную опасность для окружающей среды и здоровья населения представляет большая группа других, образующихся в Московской области отходов, о которых отсутствует упоминание в официальных документах. Из этой группы отходов могут быть выделены медицинские, биологические, фармацевтические, отработанные автотранспортные средства, комплектующие их изделия и материалы, потерявшие потребительские качества удобрения, средства защиты растений, нефтешламы и др.

Значительное количество промышленных и сельскохозяйственных отходов накоплено и хранится на территориях производственных организаций. Сведения об условиях хранения отходов, о мероприятиях по их обезвреживанию, переработке и использованию фрагментарны.

До настоящего времени в Московской области отсутствует достоверная и объективная информация по обращению с отходами: по видам отходов; объемам образования, накопления, движения, потребности и возможности использования отходов в качестве вторичного сырья в Московском регионе и за его пределами.

 По различным источникам на территории Московской области функционирует несколько тысяч несанкционированных свалок с различными объемами размещаемых отходов.

Наиболее крупные долговременные несанкционированные свалки в большинстве районов области, как правило, образуются в отработанных карьерах и оврагах, на территориях  сельских округов (например: в Пушкинском районе – 4, Наро-Фоминском – 8, Щелковском – 4, Луховицком – 4, Коломенском – 11, города Железнодорожный – 3).

Процесс захламления земель наиболее выражен на территориях, прилегающих к Дмитровскому, Ленинградскому, Минскому, Волоколамскому шоссе. Захламлены территории, прилегающие к железным дорогам. Из-за большого количества несанкционированных свалок и необустроенности лицензированных свалок и иных объектов размещения отходов в ряде районов области сложилась неблагоприятная экологическая обстановка.

Нагрузка на территорию Московской области по удельному показателю объема захоронения отходов является одной из самых высоких в России. Происходит деградация природных комплексов, снижаются рекреационный потенциал Московской области и уровень комфортности проживания населения.

 Положение дел в сфере обращения с отходами в Московском регионе требует  безотлагательных совместных действий органов государственной власти Московской области, города Москвы, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.

Как показывает опыт предшествующего периода, разрозненные, спонтанные действия, аварийное латание дыр не приносят сколько-нибудь  значимого эффекта.

Необходима согласованная стратегия обращения с отходами в Московском регионе, определяющая общую генеральную цель, общий план действий  на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, учитывающий реальные возможности на каждом этапе развития, устанавливающий приоритеты, четкие, ясные, достижимые целевые показатели.

Необходим системный комплексный подход к решению проблемы обращения с отходами производства и потребления, выраженный в областной целевой программе «Отходы».

 В предшествующий период так и не был определен орган исполнительной власти Московской области, на который возлагалось бы управление в сфере обращения с отходами и ответственность за результаты деятельности.

 9. Экономико-правовые проблемы утилизации транспортных отходов

 Из числа субъективных причин, характерных для Московской области, следует выделить бездействие органов власти и управления, для которых очистка территории Московской области от опасных отходов и создание индустрии их переработки, как видно по делам, не относится к категории приоритетных задач. Принятые совсем недавно вполне рациональные программы Правительства Московской области, определяющие систему мероприятий в сфере обращения с транспортными отходами, не реализуются должным образом. 

   10. Экологические императивы и гражданское общество 

Даже составители ежегодных государственных докладов о состоянии окружающей среды на федеральном и региональном уровнях вынуждены признать факт недостоверности и необъективности представленных материалов исходной информации из-за низкой эффективности государственного экологического контроля, слабой организации государственного экологического мониторинга, невостребованности материалов производственного мониторинга и др.. Как известно, недостоверная  и необъективная информация не позволяет принять оптимальные управленческие решения.

Источник- сайт общества охраны природы МО- www.ecomo.ru