экспресс - экспертиза

ЗА 1 ЧАС

+7 (495) 220-53-23 
Время работы:
без вых. с 1000 до 2200
Главная » Об экологии » Экология Москвы и МО » Тенденции развития мегаполиса. Экология Москвы » 

Тенденции развития мегаполиса. Экология Москвы

Экологическая обстановка - это важнейший фактор, определяющий качество жизни современного человека. Наше настроение, работоспособность, а также здоровье и само долголетие напрямую зависят от качества окружающей нас среды обитания. При этом среда обитания современного человека во многом является искусственной, рукотворной, и поэтому в среде экологов и градостроителей она получила название «вторая природа».

Надо сказать, что ряд законов классической экологии оказались неприменимыми к условиям современных городов, особенно - мегаполисов, таких как Москва. Поэтому, чтобы понять тенденции развития города в экологической обстановке, необходимо обратиться к истории его развития (см. карту роста города Москвы с XII века, 141 Кб) и традиции в архитектурно-планировочных решениях.

 Москва не сразу строилась.

 Москва — один из крупнейших городов мира. Население города составляет около 12 миллионов человек. Площадь города составляет 107,1 тыс. га. Москва является четвёртым по населённости городом мира. К столице тяготеют города и городские посёлки, которые расположены кольцом вокруг неё и тянутся на десятки километров вдоль железных и автомобильных дорог, отходящих от Москвы, образуя агломерацию.   Первый Генеральный план города Москвы был утверждён СНК СССР и ЦК ВКП (б) 10 июля 1935 года. Основным принципом Генерального плана 1935 года было развитие исторически сложившихся закономерностей пространственной организации города при её решительном усовершенствовании и приведении в соответствие с новыми потребностями городской жизни.

 Однако история внесла свои коррективы в замыслы архитекторов. После изменения в 1960 году административной границы города возникла необходимость в разработке нового Генерального плана. Новый Генеральный план Москвы был утверждён ЦК КПСС и Советом Министров СССР в 1971 году.

 Одной из основных предпосылок при разработке Генплана 1971 года было признание нецелесообразности дальнейшего территориального роста города и значительного роста его населения. Окружающий столицу лесопарковый пояс должен был служить природным рубежом, предотвращающим разрастание застроенного массива и его слияние с соседними населёнными пунктами, относящимися к Московской области. Однако рост города оказался более интенсивным, чем это предусматривалось расчётами. Уже в первой половине семидесятых годов началось сооружение крупных жилых массивов в Чертанове, Бирюлёве, Орехово-Борисове, Тёплом Стане, Тропарёве, Коньково-Деревлеве, Тушине, Гольянове, Вешняки-Владычине, Ивановском, а к концу 70-х - началу 80-х годов московские районы «шагнули» за пределы МКАД: Митино и Куркино - на северо-западе столицы, Солнцево - на юго-западе, Бутово - на юге, Новокосино - на востоке.

 Одними из главных проблем Москвы 1990-х годов и первого десятилетия XXI века стали резкое увеличение количества автомобилей, перенаселение и - как следствие - нехватка свободных площадей и удорожание земли.

 Какова экологическая ситуация в современной Москве? В каких районах Москвы воздух чище, а в каких районах проживание просто опасно для жизни ?

По закону новосёлы обладают правом знать, какова экология Москвы по районам, а особенно в районе где они собираются покупать квартиру. Для этого им необходимо изучить проектную документацию (она вовсе не является секретной и находится у генподрядчика или инвестора). Особое внимание следует обратить на раздел «Охрана окружающей среды» и посмотреть заключения на этот раздел Мосгорэкспертизы, СЭС и Департамента природопользования и охраны окружающей среды, а также Государственной экологической экспертизы.

 Миф об «уникальной экологической обстановке» того или иного района выгоден лишь торговцам недвижимостью, и может быть мгновенно разрушен после прочтения всего лишь нескольких страниц из заключения Государственной экологической экспертизы.

 Какой в Москве воздух?

 Резкое удорожание земли привело к выводу многих производственных предприятий в Подмосковье, и в результате на первое место среди источников загрязнения города вышел автотранспорт. Ситуация в городе усугубляется точечной застройкой, нередко ведущейся откровенно преступными методами. Дело в том, что точечная застройка ухудшает условия инсоляции кварталов города, в результате в воздухе скапливаются запредельные дозы загрязнений. Такие же условия создаёт и многоэтажное строительство на окраинах города.          

 Таким образом, на поверку оказывается, что жизнь в Москве практически везде одинакова: совершенно экологически чистых районов и вовсе нет.

Итак, основной источник загрязнения московского воздуха — автомобильные выхлопы. Удельная плотность самых опасных их компонентов (таких как бензопирен, соединения свинца, кадмия и т.д.) очень высока, и по законам физики они стремятся опуститься к поверхности. То есть все токсичные элементы прибиваются к земле и ветром не выносятся. Поэтому и в восточных, и в западных районах москвич дышит одинаково плохим воздухом.

 Особенно сложно обстоит дело в центре, который при этом остаётся самым дорогим районом города. В пределах Садового кольца экологическую обстановку во многом определила градостроительная практика прошлых веков, которую «забыли» учесть создатели Третьего транспортного кольца и множества многоэтажных новостроек.

 Как известно, до первой трети XX века улочки в центре Москвы проектировались извилистыми, что препятствовало возникновению сквозняков. Во многом это была обоснованная противопожарная мера, чтобы огонь в случае пожара не распространялся на соседние дома. Сегодня же на этих улицах из-за отсутствия сквозняков застаиваются автомобильные выхлопы. Например, по словам специалистов, в переулках между Остоженкой и Пречистенкой  концентрация выхлопов в некоторые дни превышает ПДК в 3—4 раза. И, несмотря на это, здесь самое дорогое жильё страны.

 

Нехватка свободного пространства

 

Хорошо известно, что при точечной застройке в уже обжитых районах первая серьёзная проблема, с которой приходится сталкиваться — это недостаток территории. Выделяемые участки редко бывают больше 0,6 гектара, хотя по санитарным нормам под застройку положено выделять не менее 0,8 гектара. Территории для жилья не хватает настолько, что в некоторых случаях на несколько больших домов приходится одна детская площадка. Хотя, опять же по санитарным нормам, на дом застройщики обязаны выделять минимум одну детскую площадку.

 Кроме того, зачастую, строители напрочь «забывают» о местах же для выгула собак. Ведь, как известно, в местах скопления экскрементов животных всегда повышенное содержание кишечной палочки, что небезопасно для нас и для наших детей. А вот в новых районах массовой застройки проблема нехватки места несколько теряет свою остроту, поскольку вся планировка осуществляется комплексно. Однако, по словам торговцев недвижимостью, именно такие районы почему-то считаются экологически неблагоприятными. В то время как в центре города свободного пространства значительно меньше…

 Современные тенденции развития инфраструктуры города привели к тому что экология Москвы попала в  замкнутый круг. С одной стороны, под жилую застройку стараются отвести наиболее благоприятные, озеленённые участки, в результате чего площадь зелёных насаждений уменьшается. А с другой стороны, искусственное озеленение промышленных территорий, слабо пригодных для жилой застройки, не приносит нужного результата — растения в промзонах быстро гибнут.

 Как признаются сами строители, зачастую весьма сложно спланировать стройплощадку, чтобы максимально сохранить существующую зелень. А новыми посадками строительным компаниям заниматься просто невыгодно. Вот и получается, что норма — 5—7 м кв. зелени на человека — выполняется сегодня, в лучшем случае, на окраинах города, возле лесопарков.   

 Ещё один немаловажный аспект экологической обстановки — уровень шума. По санитарным нормам в жилых помещениях он должен составлять не более 35—40 децибел (дБ), на придомовых территориях — 55 дБ, а на детских площадках — 45 дБ. Однако даже небольшая улица с автомобильным потоком 700 машин в час создаёт около 60 дБ шума. А, к примеру, на крупных магистралях столицы в час проходит 7—8 тысяч машин! Уровень «шумовой загрязнённости» тут превышает 75 дБ, что уже просто опасно для нервной системы.

 Кроме того, губительно влияет на почвы столицы загрязнение многочисленными соединениями ртути, кадмия, свинца, цинка, меди, олова, висмута, вольфрама, хрома, серы, азота, а также захламление территорий твёрдыми бытовыми отходами, строительным мусором, возникновение стихийных свалок. Основными источниками химического загрязнения являются промышленность и автотранспорт.

Источник- Олег Фирсов, www.idh.ru