экспресс - экспертиза

ЗА 1 ЧАС

+7 (495) 220-53-23

Главная » Основные виды исследований » Толуол и Этилбензол » 

     Что такое Толуол (С7H8) и Этилбензол (C8H10)   ?

     Толуол - С7H8 - бесцветная подвижная летучая жидкость с резким запахом. Является сильно токсичным ядом. Толуол- сырье для получения бензола, также опасного канцерогенного вещества со схожим негативным влиянием на здоровье человека.

     Этилбензол , также называемый фенилэтаном - C8H10 -  как и толуол органическое вещество класса углеводородов. Бесцветная жидкость. Производная того же бензола. Этилбензол- компонент высокооктановых бензинов. Ядовид. При пропускании паров этилбензола над катализаторами образуется токсичный стирол.

     Что такое Бензо́л - (C6H6) ?

     Бензо́л (C6H6)- органическое химическое соединение, бесцветная жидкость со своеобразным нерезким сладковатым запахом. .Легко испаряется при комнатной температуре; его пары в 2,7 раза тяжелее воздуха. Подобно всем углеводородам бензол горит и образует много копоти. С воздухом образует взрывоопасные смеси.

     Бензол входит в состав бензина. В моторные топлива его добавляют для повышения октанового числа. Также широко применяется в промышленности, является исходным сырьём для производства лекарств, различных пластмасс, синтетической резины, каучука, искусственной кожи, красителей. Могут входить и в состав обычных парафиновых свечей.

     Международное Агентство по Изучению Рака (МАИР) включило бензол в группу доказанных канцерогенов для человека. Бензол  - это токсин, который поражает почки, кости, печень, кровеносную и нервную системы. Хуже того, организму очень трудно удалить это токсичное вещество.

     2 июня 1971 года Генеральная конференция Международной организации труда, созванная в Женеве приняла специальную «Конвенцию 1971 года о бензоле» в которой определила бензол как чрезвычайно токсичный канцероген и призвала ограничить его производство и применение.( см статью- Конвенция МОТ 136 "О защите от опасности отравления бензолом" в разделе сайта  «Экология в мире» )

      В России к2011 г. объем потребления бензола возрастет на 332 тыс.т по сравнению с уровнем2005 г.

     Опасность и вред  бензола и толуола для человека.

     Бензол и толуол может вызывать острые и хронические отравления. Проникает в организм главным образом через органы дыхания, может всасываться и через неповрежденную кожу. В больших дозах бензол, как и толул вызывает тошноту и головокружение, а в некоторых тяжёлых случаях отравление может повлечь смертельный исход. Если организм человека подвергается длительному воздействию бензола в малых количествах, последствия также могут быть очень серьёзными. В этом случае хроническое отравление бензолом может стать причиной лейкемии (рака крови) и анемии (недостатка гемоглобина в крови).

     Основные симптомы при отравлении бензолом: головная боль, головокружение, тошнота, рвота, возбуждение, сменяющееся угнетённым состоянием, частый пульс, падение кровяного давления, в тяжёлых случаях - судороги, потеря сознания. Хроническое отравление бензолом проявляется изменением крови (нарушение функции костного мозга), головокружением, общей слабостью, расстройством сна, быстрой утомляемостью; у женщин - нарушением менструальной функции.

     Бензол в быту.

     Бензол – один из наиболее распространенных химических продуктов и самое распространенное ароматическое соединение. В физическом весе пластмасс около 30%, в каучуках и резинах – 66%, в синтетических волокнах – до 80% приходится на ароматические углеводороды, родоначальником которых является бензол.

     Опасность отравления бензолом существует всюду, где он встречается: при добыче -перегонка каменноугольной смолы и на коксобензольных заводах; в производствах, где бензол является исходным продуктом или существенным компонентом—в производстве анилина и других ароматических веществ, особенно каменноугольных красок; в производствах взрывчатых веществ; при изготовлении всякого рода парфюмерии и различных фарм. препаратов. Бензол применяется для растворения или экстрагирования трудно или вовсе нерастворимых в воде веществ: йода, фосфора, жиров (из костей, мясо-рыбных остатков, кокосовых орехов), различных алкалоидов (из семян и других частей растений), каучука и резины (при изготовлении «резинового клея»), различных смол, клеев, лаков и красящих составов; для пропитывания в производствах клеенки, линолеума и непромокаемых тканей; в процессах выводки пятен, химической чистки одежды и тканей. Бензол используется в качестве горючего (примешивание к бензину, спирту, светильному газу, водяному газу при автогенной сварке и т. п.).

     Бензол, автомобили и кондиционер.

     Основным источником загрязнения атмосферы бензолом и толуолом являются выбросы автомобильного транспорта. Но и незаведенный автомобиль таит в себе опасность отравления бензолом. Так, в автомобиле, припаркованном в тени в течение дня с закрытыми окнами, может содержаться 400-800 мг бензола. Если же вы  припаркованы на солнце при температуре выше 16 градусов, уровень бензола может достигать  2000-4000 мг, в 40 раз выше допустимого уровня. Люди, входящие в машину с закрытыми окнами, вдыхают чрезмерное количество бензола. В инструкции по эксплуатации производителей автомобилей сказано, что перед включением кондиционера следует открыть окна на 2 минуты, но не сказано - для чего, а только дан намёк на лучшую производительность автомобиля. А вот медицинские причины:

     Согласно исследованиям, прежде чем кондиционер начнёт охлаждать воздух, он выбрасывает весь нагретый в пластике перед началом работы горячий воздух, содержащий в том числе и бензол. Поэтому, прежде чем сесть в машину  необходимо открыть окна на несколько минут, а затем включить кондиционер. После этого подержать окна открытыми  еще несколько дополнительных минут. Многие из найденных в бензине несвязанных углеводородов выветрятся.

     К сожалению, бензол может встречаться и в материалах отделки салона новых автомобилей. Например, японские специалисты из института санитарии в Осаке выяснили, что в салоне нового автомобиля концентрация таких вредных веществ, как  формальдегид и бензол может превышать предельные нормы в 35 раз, что способно вызывать у водителя и пассажиров от головной боли до приступов удушья. Как выяснили исследователи, по прошествии трех лет уровень концентрации летучих веществ достигает нормы, но в жару уровень содержания отравляющих веществ в воздухе опять растет.