Первый человек на Луне

2 декабря 2021

После того, как 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин осуществил первый полет в космос, Америка заболела идеей «звездного реванша». Суть замысла сформулировал президент США Джон Кеннеди в своей речи 12 сентября 1961 — до конца текущего десятилетия американцы должны высадиться на Луне. Первыми.

Американское первенство в конспирологической гонке

В космической гонке СССР—США Советскому Союзу не раз удавалось оказываться впереди. Первый человек в космосе, первая женщина-космонавт, первый выход космонавта в открытый космос.

То, что первыми людьми на Луне оказались американцы, было для советского руководства, крайне неприятным фактом. И его чисто по-советски решили не замечать. Трансляцию высадки астронавтов на Луну в СССР получили право посмотреть лишь небольшое число участников советской космической программы.

Советские СМИ старались вообще уделять как можно меньше внимания достижениям американской космонавтики.

Если взять в руки газету «Известия» за 22 июля 1969 года, то в глаза первым делом бросается заголовок в правом верхнем углу «”Луна-15″ летит вокруг Луны». Это сообщение ТАСС о советской автоматической станции. Далее идут поздравления Польской Народной Республике в связи с 25-летием, фото шагающих по Варшаве советских лидеров Брежнева и Подгорного и новость о начале второй посевной страды на полях Молдавии. И только внизу первой полосы с продолжением на второй располагается материал «Первые шаги. Луна приняла посланцев Земли» и фотография, «сделанная с телеэкрана». Качество снимка вызывает ассоциации даже не с телепостановкой, а с побитой жизнью плохой копией немого кино эпохи братьев Люмьер.

Признавать поражение в очередном этапе космической гонки СССР не хотел. Но мысль о запуске в широкие массы теории о том, что никакие американцы на Луну не высаживались, гулявшим по Варшаве Брежневу и Подгорному не пришла. В ноябре 1969 года была закрыта засекреченная, а потому неизвестная простым советским гражданам программа подготовки к высадке на Луну советского космонавта. О следующих полетах американских кораблей в рамках лунной программы «Аполлон» советская пресса писала даже меньше, чем о первом.

Помимо высадки на Луну Соединенные Штаты опередили Советский Союз еще один раз. Первым популяризатором теории о том, что полеты на Луну были сфальсифицированы, стал американец. Его звали Уильям Чарльз Кейсинг. Друзья прозвали его Дикий Билл. Кейсинг написал множество книг на самые разнообразные темы. Например, как хорошо питаться на доллар в день (позднее планка была снижена до 99 центов), как дешево купить земельный участок и стать фермером, как выжить пенсионеру. Но главной его удачей оказалась неоднократно переиздававшаяся книга «Мы никогда не были на Луне: американская афера на 30 миллиардов долларов!». По образованию Дикий Билл был специалистом по английской литературе, но в 1956–1963 годах работал в отделе технической документации компании Rocketdyne, проектировавшей и выпускавшей двигатели для ракеты-носителя Saturn-5, выводившей «Аполлоны» на орбиту.

Такие мелочи, как отсутствие технического образования и увольнение из компании за шесть лет до первой американской лунной миссии, не помешали Кейсингу написать книгу, в которой он доказывал, что астронавты на Луне не были.

Он ссылался на документы компании и разговоры с коллегами. Книга «Мы никогда не были на Луне» была написана в 1974 году и впервые издана автором за свой счет в 1976-м. Впоследствии она много раз переиздавалась. В ней прозвучали несколько доводов, до сих пор используемые сторонниками теории «лунного заговора»: у NASA не было технических возможностей для осуществления подобного полета, на фотографиях «с Луны» не видно звезд, невозможность делать фотоснимки на Луне из-за высокой температуры, смертельный для астронавтов уровень радиации во время полета и на Луне.

Все астронавты, якобы побывавшие на Луне, по утверждению Кейсинга, были лжецами. А тех, кто хотел рассказать правду, по его словам, убивали. Как, например, троих астронавтов, погибших в пожаре при проведении предполетных тренировок 27 января 1967 года.

Кейсинг заявлял, что их убило ЦРУ по заказу NASA, так как астронавт Гас Гриссом хотел раскрыть людям глаза на космическую аферу. Подобным же образом в 1986 году семеро членов экипажа «Челленджера», погибших при старте шаттла, на самом деле были убиты за то, что женщина-астронавт Криста Маколифф не захотела поддерживать ложь о том, что из космоса не видно звезд.

В интервью канадскому журналисту Нардвуару Кейсинг заявлял, что между правительствами США и СССР существовала договоренность о совместной фальсификации космических полетов — «вы не будете ничего говорить про нас, мы не будем ничего говорить про вас». Первый пропагандист «лунного заговора» сомневался и в полете в космос Юрия Гагарина и остальных советских космонавтов.

Критикуя всех и вся, Кейсинг крайне болезненно относился к критике в свой адрес. Астронавт Джеймс Артур Ловелл в интервью газете Metro Silicon Valley в 1996 году сказал про Кейсинга, что тот «с приветом». Оскорбленный конспиролог подал в суд, но в 1997 году дело было прекращено.

Лунная гонка

Затраты на программу «Аполлон» были беспрецедентными. Только на первые пять лет ее реализации, и только в виде прямых расходов, направили 9 миллиардов долларов.

Не будет преувеличением сказать, что на «лунную программу» работала вся Америка, мечтавшая восстановить свой престиж.

К середине 1960-х годов стало ясно, что Советский Союз темпов гонки не выдерживает. В 1966 году ушел из жизни Сергей Королев, благодаря гению которого были достигнуты первые советские успехи в космосе. В апреле 1967 года при первом полете космического корабля «Союз», разрабатывавшегося, в том числе, для реализации советской лунной программы, погиб космонавт Владимир Комаров.

И все-таки Советский Союз в декабре 1968 года едва не предпринял отчаянную попытку опередить американцев если не в высадке, то хотя бы в облете Луны. Космонавты, входившие в экипажи, готовившиеся к штурму спутника Земли, написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить лететь к Луне немедленно для опережения США. Всю ответственность за провал и возможную гибель они были готовы взять на себя.

Однако советское руководство, помня о гибели Комарова, идти ва-банк, рискуя людьми, не захотело.

Старт космического корабля к Луне

21 декабря 1968 года американский космический корабль «Аполлон-8» стартовал к Луне. Астронавты Фрэнк Борман, Джеймс Ловелл и Уильям Андерс 24 декабря вышли на орбиту Луны, совершили 10 витков, после чего благополучно вернулись на Землю.

В этот момент стало окончательно ясно — на спутнике Земли первыми высадятся американцы.

Советский носитель Н-1, задуманный как «ездовая лошадка» лунной программы, так и не будет доведен до ума. А вот американская сверхтяжелая ракета «Сатурн-5», детище бывшего офицера СС Вернера фон Брауна, успешно летала с ноября 1967 года.

В марте 1969 года состоялся полет «Аполлона-9», в ходе которого была произведена имитация полёта на Луну на земной орбите. В мае 1969 года в полете «Аполлона-10» провели генеральную репетицию высадки, отработав все этапы, за исключением самой посадки.

Выполнить первый полет с высадкой на Луне было поручено экипажу космического корабля «Аполлон-11», в состав экипажа которого вошли Нил Армстронг, Эдвин «Базз» Олдрин и Майкл Коллинз. Согласно программе полета, Коллинзу предстояло остаться на орбите Луны в командном модуле, ожидая возвращения товарищей.

Имя первого человека на Луне

Все члены экипажа были опытными лётчиками-испытателями. Армстронг служил в авиации ВМС США, но ко времени полёта вышел в отставку и был гражданским сотрудником НАСА. Коллинз и Олдрин были офицерами ВВС США. Армстронг и Олдрин участвовали в Корейской войне.

Все трое были 1930 года рождения, у всех троих был за плечами опыт полетов в космос, полученный в рамках «Программы Джемини».

Командиром экспедиции был назначен Нил Армстронг.

В отличие от режима секретности, сопровождавшего советскую пилотируемую космическую программу, американская «лунная миссия» готовилась под прицелом журналистов. Поэтому еще до старта репортеры принялись выяснять — а кто, собственно, первым ступит на поверхность Луны?

Коллинз, остававшийся на орбите, в расчет не принимался. Из оставшихся двоих предпочтение отдавалось Баззу Олдрину.

Во время американских выходов в открытый космос по программе «Джемини» операции за бортом всегда осуществлял пилот, а не командир. При таком порядке честь стать первым должна была достаться Олдрину.

Но тут вмешались непредвиденные обстоятельства. Выходить из лунного модуля планировалось через основной люк, который открывался слева внутрь. Пилоту, находившемуся справа, необходимо было бы буквально перелезать через командира в скафандре и с ранцем портативной системы жизнеобеспечения за спиной. Опыты на Земле показали, что такой порядок чреват нештатными ситуациями. В итоге решено было, что первым на Луну шагнет Нил Армстронг.

Проблемы прилунения

Проблемы начались при заходе лунного модуля на посадку. Несколько раз срабатывала аварийная сигнализация (как потом оказалось, из-за перегрузки бортового компьютера). Затем Армстронгу пришлось перелетать кратер, так как посадка на его краю показалась командиру небезопасной. Затем обнаружился острый дефицит топлива, и астронавтам пришлось решать — либо немедленно садиться, либо отказываться от выполнения главной задачи миссии.

Лунный модуль коснулся поверхности в тот момент, когда «окно» для выполнения посадки сократилось до 20 секунд.

Первые два часа на Луне астронавты посвятили подготовке к аварийному старту, если таковой вдруг потребуется. После этого начались мероприятия, подготавливавшие выход на поверхность Луны.

Пока шло согласование с ЦУПом, Олдрин, как старейшина пресвитерианской церкви, провел первую службу на спутнике Земли, совершив таинство причастия.

Нахождение человека на Луне

Всего Армстронг и Олдрин провели на Луне 21 час 36 минут 21 секунду. За это время они не только закрепили приоритет Америки, но также разместили комплект научных приборов и собрали 21,55 кг образцов лунного грунта.

В 124 часа 22 минуты полётного времени лунный модуль успешно стартовал с Луны. При этом Олдрин утверждал, что видел в иллюминатор, как под воздействием реактивной струи упал установленный ими флаг. Спустя четыре часа состоялась стыковка с командным модулем. После перехода астронавтов и переноски образцов лунный модуль, сделавший свое дело, был отстыкован и оставлен на орбите Луны. «Аполлон-11» начал обратный путь к Земле.

“Лунный заговор”

За первыми шагами Нила Армстронга по лунной поверхности в прямом эфире следили около 530 миллионов человек по всему миру. На протяжении следующих трех лет там побывали еще 5 американских кораблей, в общей сложности по Луне прогулялись 12 человек, которые оставили кучу мусора и следов своего пребывания, привезли «домой» тысячи фотографий и видео, впечатляющие результаты научных исследований и около 400 килограммов лунного грунта.

Целое поколение американцев трудилось ради того, чтобы отправить человека на Луну. В момент наивысшего развития программы «Аполлон» в ней было задействовано до 400 000 человек, и она сжирала около 4% федерального бюджета США, что вполне сравнимо с нынешними расходами на оборону.

Но несмотря на все это, в 2019 году, спустя 50 лет после высадки первого человека на Луне, в мире еще полно чудаков, которые считают, что все случившееся – это тотальный правительственный заговор и самая большая мистификация в истории человечества.

Почему прекратились полеты на Луну?

Советские космонавты на Луне так и не побывали. После того, как носитель Н-1 не удалось довести до ума, пилотируемую лунную программу просто закрыли, заявив — да мы и не собирались туда летать, поскольку это слишком дорого.

Насчет дороговизны — чистая правда. Достаточно сказать, что американцы отменили два запланированных полета на Луну по причине слишком большой стоимости. Эффект новизны прошел, приоритет Америки был зафиксирован, и обыватели стали спрашивать: а не слишком ли дорого обходится Соединенным Штатам чисто научный интерес?

Уходить с Луны на десятилетия поначалу никто не планировал. И В США, и в СССР к началу 1980-х было разработано немало планов по разворачиванию лунных баз. Но и там, и там все упиралось в деньги — проекты требовали колоссальных вложений, на которые никто так и не пошел.

В декабре 2017 года президент США Дональд Трамп подписал «Директиву № 1 о космической политике». Она предусматривает возобновление американской программы пилотируемых полётов на Луну. Аналогичные планы регулярно озвучивает и «Роскосмос».